Центральные банки занимают стратегическое положение на валютном рынке Форекс и оказывают на него существенное воздействие. Их основная роль сводится к осуществлению валютной политики правительства. Политика центральных банков во многом зависит от политической и экономической ситуации в государстве и во всем мире. Выделяют 3 вида политики центральных банков:
Противодействие отклонению курса обмена от заявленного уровня
Хорошим примером вполне может служить система регулирования валютных курсов в Гонконге до марта 1992 года («Гонконгская» модель). Все операции ЦБ направлены чтобы колебания наличного курса обмена были в более или менее узком диапазоне. В ранних системах (например, Бреттон-Вудс 1948-71 г.г.) Данного типа действия не затрагивали внутренние ставки по процентам, так как прямого использования резервов зарубежной валюты было в большей части случаев вполне достаточно.
Не смотря на это, беря в расчет то, что размер индивидуального, акционерного капитала и валютных потоков в существенной степени превосходят достаточно скромные официальные резервы зарубежной валюты, защищающие курс обмена, центральные банки включили в арсенал защиты валютного курса эти меры, как манипулирование внутренними ставками по процентам. К примеру, кредитно-денежная политика ЦБ, направленная на повышение внутренних процентных ставок, будет эффективна в тех случаях, когда на валюту нападают извне. Оборотная сторона данной политики сводится к тому, что в случае если ставки по процентам вне государства не отделены от внутренних ставок валютным контролем (как было во Франции в 1982 г. — см. ниже), тогда внутренняя экономика подвергается тяжелым последствиям от случайного внешнего курса обмена.
Например, в 1982 году (и сразу в 1983 году) участники валютного рынка Форекс напали на паритет FRF/DEM в механизме регулирования валютных курсов. Французы защищались при помощи интервенций и увеличения внутренних процентных ставок (где-то до 18%). Не смотря на это, ставки по процентам на однодневные кредиты в «еврофранке» (французские франки которые находятся за пределами Франции) возросли и дошли до максимальных значений в 3.000% годовых. Французы проиграли войну и обесценили национальную валюту на 8% (величина выплаты за однодневный кредит по ставке 3.000% годовых!).
Тактическое вмешательство
Некоторые государства входящие в организацию экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) с плавающими валютными курсами не смотря на это не отказались от вмешательства в динамику своих и сторонних валютных курсов исключительно для поддержания экономической или же политической надежности. Выбор времени, размер и заявленная причина вмешательств такого типа достаточно разные: от действия сглаживания для успокоения рынка (наверно, в итоге внешнего потрясения), до отлично организованной и согласованной попытки сместить точку равновесия рыночного курса обмена, а также поменять долгосрочный тренд. В недавней истории иены было немало таких вариантов. Хорошим примером неудачных действий могут служить многочисленные и постоянные попытки Европейского ЦБ остановить падение евро осенью 1999 г. на паритете, психологически важном уровне 1 доллар за 1 евро.
Отказ от валютных интервенций
Англия существенно следовала данной политике последнее десятилетие, как и США. Правительства обеих стран думают, что величина курса обмена обязана устанавливаться рынком.
Наиважнейшая общая характеристика поведения центральных банков, безотносительно структуры их политики заключается в том, что они не стремятся к получению доходов. Зачастую, не смотря на то, что далеко не во всех случаях, их задачей считается «сглаживание» и они имеют тенденцию приобретать более слабую валюту и продавать более устойчивую валюту.
Все вышеописанное создано для демонстрации того, что структура и участники валютного рынка очень отличаются от структуры и участников прочих рынков, уникальны для этого рынка, и подразумевают, что поведение, которое связано с жаждой к прибыли, занимает достаточно маленькую долю от общих объемов рынка.